Sidechain в Nuendo / Cubase
© 2005 by [ » ] formanta. при цитировании ссылка и копирайт обязательны.
Введение
Вот уже несколько лет, с подачи лёгкой руки Бенни Бенасси и компании, всё больше новых клубных треков используют модную фишку – sidechain, она же управление уровнем компрессии с помощью дополнительного, «управляющего» сигнала. Но почему-то в интернете очень мало информации по поводу того, как именно делается сайдчейн в народных секвенсерах Nuendo и Cubase. С logic всё проще: мануалы написаны энтузиастами, и изначально есть нативная поддержка эффекта, но в отношении продукции компании Steinberg всё не так радужно. Если короче – сайдчейн в Кубейзе и Нуэндо вполне возможен, но с некоторыми неудобствами и через жопу.
Через жопу потому, что на момент написания этой статьи у штейнбергов нету возможности реализации механизма сайдчейна на уровне приложения. Был (да, впрочем и есть сейчас) такой пакет эффектов от TC Works – Tc Native Bundle, где вроде как в третьей версии бандла у компрессора, в него входящего, была заявлена функция «честного» сайдчейна, но, честно говоря, лично мне так и не удалось заставить его заработать. Если таковые счастливцы найдутся – откомментируйте, поделитесь опытом.
Как это работает
Просто, как всё гениальное. На один вход компрессора поступает управляющий сигнал, на другой – «подчинённый». В зависимости от уровня управляющего сигнала уровень подчинённого сигнала изменяется согласно параметрам компрессора (атака, релиз) и отправляется на выход. Зависимость обратная: чем громче управляющий сигнал, тем сильнее «давится» подчинённый. Benassy-эффект – это частный случай сайдчейна, и достигается «задиранием» параметра drive у компрессора, и установкой очень маленьких атаки и релиза.
Зачем это надо? Звук а ля бенасси уже всех достал
Глупый вопрос. Помимо использования sidechain для sfaction-саунда есть ещё много разных «за». Например, интеллигентно «придавить» под бит пэды и фоновые секвенции, или подровнять бас под бочку, чтобы они друг друга не перекрывали... да мало ли вариантов использования полезного приёма может отыскать креативно ориентированное сознание? Много! Потому что приём – действительно полезный, без дураков.
Environment
Примеры буду описывать в Nuendo 2, поскольку пользуюсь именно им, но во втором Cubase всё в точности так же. Для экспериментов нам понадобится собственно компрессор, поддерживающий sidechain через нужную нам жопу – quadro group channel. Я пользуюсь [ » ] Voxengo Crunchessor, но можно взять, к примеру, [ » ] Side Chain Compressor от Slim Slow Slider, это ровно те же яйца, только в профиль. Лично для меня Алексей Ванеев – большой авторитет, и именно поэтому Voxengo рулит. Но это на вкус и цвет...
Если вы активно используете group channels – основной минус этого способа заключается в следующем. Поскольку в Cubase и Nuendo почему-то можно перенаправить выход с одного микшерного group channel только на те group channels, которые созданы ПОСЛЕ данного конкретного группового канала – сайдчейн приходится откладывать на «совсем потом», когда все партии будут прописаны... Помните об этом, когда творите :)
Ещё считается, что управляющий сигнал должен идти непременно от бочки. Может быть оно, конечно, и так, но от управляющего сигнала нам нужен исключительно его уровень. И если вместо бочки подключить какой-нибудь синтюк, мы сможем более гибко моделировать поведение нашего сайдчейна. Для управляющего сигнала я использую [ » ] DiscoDSP Discovery, который нежно люблю за его правильные осцилляторы. Опять же, вы можете использовать то, что вам нравится.
Как делать
Далее будет описываться работа со stereo sidechain, просто потому что из-за него мы городим весь огород. Mono sidechain делается точно так же (только вместо stereo group channel нужно ставить mono group channel, а вместо quadro – stereo), и, кажется, его умеют даже какие-то плагины из набора waves – просто управляющий и подчинённый сигналы подаются в разные стереоканалы. Если это непонятно – говорите, напишу тогда и про mono sidechain.
Итак. Открываете новый (или старый :) проект. Вы уже знаете, надесь, какую партию вы будете облагораживать сайдчейном? ;) Ну вот и славно, идём по порядку.
- Создаёте два стерео group channels. Они будут «проводниками» управляющего и подчинённого сигналов. Чтобы не запутаться, переименуйте их в, например, “sidechain master” и “sidechain slave”.
- Создаёте один групповой quadro канал. На него вешаете Crunchessor.
- Если вы запускаете Crunchessor впервые, в нем нужно включить поддержку нужного нам поведения. Для этого открываете Crunchessor, нажимаете About (кнопочка со знаком вопроса в правом верхнем углу).
На появившемся экране нажимаете “Ext. Sidechain”. Появится предупреждение, смело жмите “Ok”.
- Теперь нам нужно подготовить управляющий сигнал. Вешаете в проект Discovery, двигаете в микшере ручку на самый верх, перенаправляете его на соответствующий групповой канал. Наруливаете на нем мастер: берется какая-нибудь обычная square-волна, атака в ноль, decay и release на слух. Если лень ковыряться – можете взять [ » ] мой пресет для Discovery, не забудьте только подстроить Decay под темп проекта.
Моя управляющая midi-партия :) в общем случае выглядит так:
Я повторюсь, можете использовать сигнал от бочки, если вам так больше нравится, но помните, что управляющий сигнал не будет слышен, поэтому в случае бочки делается посыл максимального уровня в соответствующий групповой канал. Просто вариант с синтюком намного более гибкий: полная автоматизация эффекта, при грамотно наруленном пресете можно неплохо варьировать эффект, и т.п.
(Понятно, зачем мы делаем всё это именно с использованием групп? А так очень удобно.)
А бочка... ну что – бочка. Бочка фигачит :)
- Almost done ;) Осталось только перенаправить выход собственно музыкальной партии в slave-группу. Опять же, можно направить все партии, которые нам нужно обработать эффектом, напрямую в quadro-канал с Crunchessor-ом, но использование группового канала оправдано и здесь: есть один существенный подводный камень, о котором ниже.
- Отправляем master и slave каналы на quadro-канал, и разводим их по углам. ;) Выглядеть это будет так:
Slave – точку в правый верхний угол, Master – в левый нижний.
Ну и самое главное. :) Дважды щёлкаем на surround pan (кажется, это так называется) для каждого канала. И в появившемся окне Surround Panner выбираем в меню Mode параметр <span class="nobr">Y-Mirror</span>.
Всё, можно пользоваться :) Упомянутый же подводный камень вот в чём: если вы отправите подчинённую партию напрямую из синта (аудиодорожки) в компрессор – вы лишитесь возможности рулить панорамой: компрессору нужно два чистых стереосигнала, без примесей друг друга. Если же на каждой партии отрегулировать панораму, а потом все партии, которые нужно обработать сайдчейном, собрать в один групповой канал, и отправить в sidechain уже собственно его – то проблем никаких.
Ну и, в завершение – [ » ] мой sidechain пресет для Crunchessor.
Комментарии
Отправить комментарий